На главную | Поиск

Бурятия-Иркутская область

р.Чая

Путевые заметки
19 июля - 18 августа 1997 г.

Маршрут:

Протяженность:
Продолжительность:

350 км.
пешая заброска - 2 дня,
16 дней на воде (из них 5 дневок),
дорога - 11 дней (из них 2 дня -
ожидание "Полесья" на Лене).

Состав:

1. Вяжлинский Стас

Вяжлинский Стас

2. Глушков Дмитрий

Глушков Дмитрий

Дорога:

Поезд N76 Москва - Тында прибыл в Северобайкальск точно по расписанию 23.07, даже чуть раньше, в 17.33 по Москве и в 22.33 по местному времени. По дороге в поезде, на второй день пути, нас оштрафовала поездная бригада милиции "за распитие спиртных напитков в общественных местах" ст. 162 (по-моему) какого-то кодекса РФ. Оштрафовали каждого на 40.000 рублей (квитанции мы сохранили для потомков). При этом они пытались изъять у Стаса нож и проверили, как хранится в рюкзаке ружье (заряжено или нет). После долгих споров, разговоров и препирательств нас оставили в покое.
В Северобайкальске мы сразу же поймали машину до Нижнеангарска (50.000 руб.) и около одиннадцати вечера мы были у ворот базы геологов, о которой было сказано в описании маршрута. В это время там оказалась только женщина - сторож, которая рассказала, что пос. Перевал уже 3 года как ликвидирован, что от них туда никто не ездит. Потом она пустила нас переночевать в "красный уголок" гаража.

24 июля

На следующий день в 8 утра мы были около конторы "Байкалгео", чтобы переговорить с руководством. Начальник сказал Стасу, что пос. Перевал ликвидирован, что туда от них никто не ездит (мы это уже знали), и что у него проблемы с транспортом, поэтому машину он дать не может, даже за деньги. Он посоветовал обратиться в какую-то другую контору (по-моему "Сининда"), которая якобы собирается отправить экспедицию в те места и может подвезти нас. В этой конторе оказалось, что это будет не скоро, и Стас пошел по городу искать подходящий транспорт, а я остался у базы геологов с вещами.
Более двух недель до нашего приезда здесь шли дожди, в этот день дождь также шел временами, и в то время, пока я ждал у базы, реки вздулись, воды в них было очень много. Сибирское такси - Урал Поэтому к Перевалу мог проехать только "Урал" или подобная машина. Через 2,5 часа Стас вернулся к базе геологов. За это время он обегал пол-Нижнеангарска, нашел частный "Урал", долго уговаривал водителя, который не хотел ехать из-за высокой воды, уговорил его, договорился о цене (600.000 до поселка или 300.000 до первого серьезного брода, если его не удастся переехать). Оказалось также, что теперь необходимо зарегистрироваться в местном лесхозе и заплатить за нахождение на его территории (для нас - 60.000 с человека). Стасу выдали документ с печатью. Если не сделать этого, то можно нарваться на очень крупный штраф, так как лесники иногда выставляют свои кордоны на основных дорогах. Зарегистрировался также и водитель, который нас повез. Около двенадцати он забрал нас от базы геологов, завез к себе домой, так как он не успел собраться, где попутно накормил нас обедом.
Водитель - Андрей Дьячек, ул. Березовая 5/2 (пос. ВГСО), "у кочегарки". К нему в принципе можно обращаться, но к человеку нужно найти подход (кстати, по разговорам он почти не пьет, поэтому предложение спиртного на него не действует; гораздо сильнее действует простое уважительное отношение).
Первые 15 км дороги до Перевала - асфальт (до пос. Холодная), затем жуткая грунтовка по долине реки Холодная. Воды в реке было очень много. Сказать, что грунтовка жуткая - значит ничего не сказать. Грунт - в основном камни, местами пересыпанные галькой или реже песком. Иногда дорога идет по старому руслу ручьев, по камням диаметром до 40 см. Но до брода через р. Холодная дорога идет без особых перепадов по высоте. Первый крупный брод - через реку Гасан-Дякит (через 30 км по грунтовке). Раньше здесь и на Холодной были мосты, но теперь их нет. Этот брод Андрей проехал задом, на пониженной передаче, причем "Урал" все равно сносило вниз по течению. Задом - чтобы набегающий поток не залил вентилятор охлаждения. Речка в этом месте шириной около 20 метров (в нашу воду), но падает очень круто. Брод расположен между двумя грядами камней, вода с которых сливается очень хорошо, в результате на нижнюю гряду нас все-таки стащило. Но Андрей - классный водитель, брод мы проехали. Через несколько километров - брод через р. Холодная. Здесь дорога ее пересекает и уходит в сторону от ее долины. Этот брод был более широкий (70 м) и глубокий (у правого берега), но менее сложный, так как падение реки здесь значительно меньше. Перевал по пути на Чаю
После брода дорога начинает резко набирать высоту. "Урал" движется только на второй скорости, крутизна подъема достигает 45 градусов. Мы доехали до пос. Перевал (70 км) за 3.5 часа. В результате этой поездки мы поняли, зачем выпускаются машины типа "Урал" и как на них можно ездить, а также получили массу острых ощущений, особенно при пересечении бродов.
В этот день мы пошли дальше по дороге (приехали в 16.50). Погода не балует, часто идет дождь. Дорога продолжает резко набирать высоту, что сильно выматывает. К концу дня дорога также резко пошла вниз и мы вышли к двум озерам (одно из них называется Аэлита), на одном из которых заночевали. За 4 часа мы прошли около 8 км. Здесь к нам подошел местный охотник - Владислав, помог устроить стоянку. Вечером посидели у костра, он объяснил, как ближе идти на р. Чая через оз. Асектомур. Реально существует несколько дорог, и все они ведут на Чаю.

25 июля

На следующий день мы встали поздно, собрались и вышли в 13.20. Дорога ухудшилась, стало меньше твердых участков и больше болотистых. Через два мелких ручья (или больше?) мы пересекли ручей Космонавтов. Таких крутых подъемов и спусков, как в первый день, почти нет, но дорога идет то вверх, то вниз. Через некоторое время дошли до ручья Биремия и пересекли его перед самым впадением в р. Холодная. Надо сказать, что пересекать ручьи по высокой воде достаточно веселое занятие. В этом месте дорога разветвляется: на бывший пос. Чая она пересекает и Холодную (уходит вправо), а мы пошли ее левым берегом, не пересекая ее. Дорога здесь хуже, по ней может проехать только вездеход. Сначала она идет по заболоченной низине, потом поднимается чуть вверх. Мы пересекли еще один довольно крупный ручей (приток Холодной, которая идет справа от дороги) и встали на ночевку. За день прошли около 12 км, тяжело форсировать ручьи. Местность кругом очень красивая: горы, ручьи, речки, тайга, местами тундра, но идти тяжело. Дорога проходит на высоте 1100 - 1500 м над уровнем моря. Погода - сначала дождь, к вечеру солнце.

26 июля

Встали, собрались и пошли дальше. Погода потихоньку исправляется, дождей почти нет. Через 2 км вышли на развилку и пошли по левой дороге в сторону оз. Асектомур. Дорога идет почти везде по низине, при подходе к озеру - по болотине. Часа через 1,5 вышли к озеру и прошли немного вдоль в него, отыскав твердый берег. Здесь стоит зимовье и домик-вагончик (круглый). р.Асектомурка - 1-й киль
Мы решили здесь собрать байдарку и попытаться спуститься к Чае по Асектомурке. К 18.30 упаковались и поплыли по озеру, потом нашли протоку, выходящую из него. Воды много, протока глубокая, но узкая (местами менее 2 м) и очень извилистая. Проплыли еще одно озерцо, потом около километра спокойной воды, затем началась шивера. Воды много, а ручей узкий (5 - 7 м), и очень много камней.
За одним из правых поворотов в ручье лежали два больших (более метра в диаметре) камня, и нас вынесло на них бортом, мы кильнулись, едва не поломав байдарку (у нее расстегнулся кильсон). В этом месте на правом берегу была небольшая площадка, видимо, не мы были первыми, где и заночевали. Я починил байдарку, Стас поставил палатку и сделал костер. Приготовили поесть. Когда мы ели, около 23.00 к нам вышел еще один охотник с мальчиком. Он оказался более подозрительным и менее приятным, чем Владислав. Он сказал нам про дорогу, которая идет вдоль р. Асектомур на Чаю, и где повернуть в нужную сторону. Он также сказал, что они стоят лагерем на Асектомуровской наледи, и чтобы мы обязательно зашли к его местному начальнику. Потом охотник и мальчик ушли на зимовье на озеро.

27 июля

С утра встали поздно, поняли, что по этому ручью плыть и проводить невозможно, разведали дорогу. Достали рюкзаки, покидали туда вещи и пошли челноком по дороге (байдарка - рюкзак - и т. д.). Дорога то пересекает низины, то идет поверху. В одном месте сбились с пути, приняв одно из ответвлений колеи за нужный нам поворот, сделали крюк с байдаркой. К 20.00 вышли на место впадения в р. Асектомур р. Наманда (точного названия я не знаю). Здесь начинается Асектомуровская наледь.
Асектомуровская наледь Стас на наледи
Мы решили дальше плыть (пешком прошли 7 - 8 км). Сначала мы плыли и немного проводили байдарку, потом река разлилась на 500 - 600 м ширины, и плыть стало невозможно. На правом берегу мы видели лагерь, но специально ушли ближе к левому берегу и поспешили проплыть мимо местного начальства. В 22.20, оказавшись посередине наледи, решили встать на левом берегу, почти в темноте. Около 300 м таскали вещи, а потом и байдарку. В результате в 23.30 встали на стоянку и легли спать в два часа ночи.

28 июля

Встали около десяти. Поели, собрались. Оказалось, что накануне мы прошли основную часть наледи на Асектомурке, и нам осталось совсем немного пронести или протащить байдарку и вещи. После наледи речка делится на протоки, часто с очень мелкими каменистыми перекатами. Через них приходится проводить байдарку. Один раз мы даже заблудились в глухом рукаве. Потом Асектомурка собирается в одно русло и через 1,5 - 2 км достаточно медленно впадает в Чаю.
Чая здесь также спокойная (около 3 км). Потом начинаются Асектомуровские шиверы. Они несложные, их 2 или 3, длиной по 150 - 200 м, но мы их просмотрели. После этого река плавно входит в шиверу под названием "Каменный цветок" длиной 4 - 5 км. Русло расширяется (зимой здесь наледь), в нем огромное количество камней разных размеров. В основном мы ее проводили, но иногда даже плыли. Место первой дневки Мы потратили на ее прохождение около 2 часов.
Постепенно русло реки сужается, появляется основная струя. Сначала мы пытались что-то просматривать, потом просто негде стало остановиться. Река превратилась в сплошную шиверу с обилием рассыпанных в ней камней. Нас пронесло по ней некоторое время и расстояние (трудно сказать сколько). На правом берегу показалась первая скала высотой около 20 м. Мы успели уйти на берег перед ней (шивера не кончалась).
Почитав описание и подумав (как потом выяснилось - ошибочно), мы решили, что скала - ориентир первого верхнечайского порога (наивные). Мы проплыли за нее и встали на ней наверху (чудный вид).

29 июля

У нас была дневка. Накануне, правда, мы первый раз достали снасти и пробовали что-нибудь поймать. Результат был нулевой. На дневке первый раз сэкономили продукты (вечером были блины). Перед блинами Стас пошел с ружьем на сопку на предмет дичи (может быть). В результате - пришел через 3,5 часа весь мокрый от пота, искусанный гнусом, уставший и без дичи.

30 июля

Пошли дальше, выискивая на реке верхние (до каньона) Прохождение порога Стасом пороги по лоциям. Получалось это у нас плохо. Что-то не соответствовала обстановка на реке обоим описаниям. На реке были сплошные шиверы с большим количеством камней, иногда крутопадающие, разделенные короткими быстринами, иногда с небольшими порожками. Надежного ориентира - базы геологов с полуразрушенным мостом - мы так и не увидели.
К вечеру, пройдя очень длинную шиверу (1,5 - 2 км) с хаотично раскиданными камнями, мы вышли к порогу на крутом левом повороте со скалой справа светло-серого цвета. Почитав описание, мы почему-то решили, что это последний порог перед каньоном. Стас прошел его один, я фотографировал. Метров через 300 - 400 ниже по течению - порог на правом повороте, слева - скала светло-серого цвета. Перед ним - 300 м крутопадающей шиверы. Шиверу провели, порог прошли. За ним - улово и отличная стоянка на правом берегу. Встали, думая, что вошли в каньон. По правому берегу вдоль реки идет хорошая тропа, причем и понизу и поверху. За день прошли 8 - 10 км.

31 июля

Поплыли дальше. Опять огромное количество шивер с огромным количеством разнообразных Верхнечайский порог камней, изредка прерываемое быстринами, порогами. Часа через 2,5 мы вдруг неожиданно увидели на левом берегу остатки моста через реку... Прошли чуть вперед - брошенная база геологов. Оказалось, что мы находимся между 4 и 5 порогами верхней Чаи. С утра было пасмурно, а когда увидели остатки моста - пошел дождь, еще больше испортив нам настроение.
Пятый порог - несколько крутопадающих шивер перед ним, а затем на левом повороте слив с прижимом к скале правого берега. Мы прошли почти все шиверы; метров за 150 до слива байдарка села на камень точно по центру реки. Мы быстро выскочили из нее, чтобы она не переломилась. Меня тут же затянуло под байдарку, но я выбрался оттуда. И я, и Стас выпустили из рук весла, и они уплыли. Байдарку стащило с камня, Стас вытолкал ее на камни у берега. Я попытался догнать весло вплавь, но плыть по камням - очень веселое занятие! В результате Стас бегом по правому берегу, через камни, потом через скалу высотой 20 - 25 м (он влез на нее, а затем ниже по течению спустился), отправился вдогонку за веслами. Через некоторое время он вернулся только с одним веслом (хорошо еще, что с одним). Мы продолжили путь с запасным веслом (пригодилось!)
В этот день встали на правом берегу на хорошей стоянке на плесе после шестого порога. Прошли по тропе правого берега, просмотрели около километра. До каньона осталось совсем немного (по расстоянию). Решили для безопасности обнести каньон по верхней тропе на следующий день.

1 августа

В этот день мы не плыли, а шли пешком. Погода - солнце, жарко. Вытащили рюкзаки, положили в них вещи и пошли челноком. Тропа обноса поверху сильно срезает расстояние, каньон расположен в виде левой петли. Сначала тропа поднимается на самый верх сопок (1300 - 1400 м), затем постепенно опускается к реке, понемногу петляя по гребням, иногда пересекая болотистые впадины. К вечеру опять вышли к реке, пронесли вещи еще немного вдоль нее и встали на стоянку за две шиверы до последнего порога каньона.
Тропа обноса каньона Вид с вершины сопки (обнос каньона)
Идти пешком в этот день было легче, чем вначале похода, так как часть продуктов уже съели, а также облегчились на целое весло. К сожалению мы так и не увидели основных препятствий каньона, но все-таки эту речку надо проходить не на байдарке.

2 августа

Встали не очень рано, собрались и вышли на воду. Прошли 2 - 3 шиверы, последний порог каньона решили идти на байдарке в одиночку (я на байдарке, Стас по берегу). Чая в конце каньона Стас хотел сфотографировать прохождение, но мы четко не договорились о моменте старта, потом пошел дождь с градом (кратковременный). В результате - я прошел порог, а Стас меня не сфотографировал.
После последнего порога еще часа полтора продолжались шиверы, иногда достаточно крутые. Речка часто расходилась на протоки. После впадения реки Нюсидек (справа) характер течения Чаи сильно изменился. Препятствия исчезли, остались только перекаты, правда довольно частые и поначалу мелкие - несколько раз вылезали и проводили байдарку. Берега "раздвинулись", скальных выходов практически нет, но долина реки ограничена высокими сопками. Река часто разбивается на протоки и становится все полноводнее. Скорость течения достаточно высокая - 1,2 - 1,7.
Ориентироваться на реке несложно, если отслеживать все притоки (ручьи и речки). Плывется очень быстро. По сравнению со скоростью прохождения верхних порогов и каньона (пешком) - небо и земля. В этот день встали на правом берегу сразу за впадением слева ручья Лошакан, не доплыв около 12 км до Абчады. За день прошли почти 40 км. Вечером, уже когда почти стемнело, пробовал кидать блесну, но ничего не поймал, хотя рыба плещется. Днем на одном из островов обнаружили заросли красной смородины, специально пристали к нему, и набрали ягод, а на ужин приготовили компот.

3 августа

С утра опять пробовали ловить рыбу. У Стаса на первом же забросе сломался спиннинг. Переломилось третье снизу колено телескопа в 100 - 150 мм от своего нижнего обреза. Потом он просто связал проволокой 2 кольца (у этого колена и у нижнего) и не выдвигал сломанного колена. А поначалу сильно расстроился. Я же поймал с утра в первый раз двух ленков.
Вышли на воду не рано. Погода с утра хорошая, река тянет быстро. Отслеживаем притоки для ориентировки. После впадения р. Абчада (слева двумя рукавами) - т. н. порог Абчадские шиверы. Представляет собой несколько камней в русле, проходится просто с ходу. Река собирается в одно русло и становится чем ниже, тем полноводнее. В этот день на правом берегу на одной из сопок видели очаг лесного пожара. Неприятное зрелище! Небо (по ветру) затянуто дымом, тяжело дышать гарью.
После впадения рек Гулакит и Сев. Гулакит (слева) и р. Тупа (справа) стали искать место для стоянки. Нашли на левом берегу сразу за ручьем Таборный. Встали на стоянку около восьми вечера и сразу пошли ловить рыбу. Ловили долго, я поймал еще трех ленков, Стас - ленка и несколько хариусов. Хариус в Чае мелкий, самые крупные особи 300 - 350 г. Мы затянули рыбную ловлю, потом долго чистили рыбу. Я предлагал перед чисткой часть рыбы отпустить, но Стас не захотел. Вечером решили оценить, сколько же мы сможем ее съесть.
Я сварил уху, Стас стал жарить ленков. Когда стемнело, пошел сильный дождь, который нам сильно помешал, особенно жарить рыбу, и сломал весь кайф от ее поедания. Мы не смогли съесть достаточно много и легли спать, оставив остатки на утро. В этот день прошли около 65 км.

4 августа Чайский Ленок

С самого утра продолжили готовить рыбу. Стало ясно, что накануне сильно пожадничали (а я предупреждал!), такое количество ее нам съесть просто не под силу. Доели уху, Стас пожарил еще рыбки. Оказалось, что к нашему тонкому облегченному противню надо приспосабливаться: на открытом огне все очень быстро пригорает, а если снять его с огня, то ничего не жарится. Да и куски должны быть некрупными, а то рыба получается не жареной, а вареной. Часть рыбы пожарили и взяли с собой, часть даже выбросили (Стас устал жарить). Мы пришли к выводу, что двух средних ленков нам вполне хватит на ужин: из одного сделать уху, а другого пожарить.
В этот день нам надо было доплыть до места впадения р. Килякта в Чаю (слева). Там по описанию хорошее место стоянки; до этого места идет Магданское ущелье, и встать негде, а после тоже есть проблемы с местами для стоянок. Вообще ниже по реке трудно выбрать место для лагеря: мешают высокие скалистые берега или густая растительность, часто трудно найти ровную площадку.
Через 4 - 5 км после впадения слева р. Коганда берега постепенно повышаются, появляются скалы и осыпи, начинается Магданское ущелье (до впадения справа р. Магданы). В ущелье идут сплошные шиверы с редкими камнями в русле, камней намного меньше, чем в верховьях Чаи. Иногда встречаются локальные сливы и бочки (чаще всего ближе к берегам). Проходить препятствия несложно, река достаточно широкая, есть место для маневра. Единственное, что мешает - ослепительное солнце. Сразу после впадения Магданы река проходит через мощную шиверу со стояками 0,7 - 0,8 м.
Через 1,5 км после впадения Магданы слева впадает р. Килякта.
Устье р.Килякта Зимовье (вид снаружи и внутри)
Здесь стоит зимовье (его с воды не видно), баня и находится хорошее место для стоянки. Мы решили остаться здесь на дневку, место очень красивое. Вечером также ловили рыбу, но в этот раз ничего не поймали. За день прошли чуть больше 40 км.

5 и 6 августа

Стояли на дневке. Помылись в реке, а не в бане: слишком много усилий нужно было затратить для приведения ее в порядок. Сходили в зимовье (оно находится чуть в стороне от стоянки). Там есть тетрадочка, куда проходящие туристы заносят свои впечатления и благодарность хозяину (Ивану Федоровичу, фамилию не помню). Мы прочитали здесь много интересного, например, как у одной из групп в одном из порогов каньона (кажется "Водопадном") перевернуло плот-честер длиной около 5 м и прижало его вертикально по длинной стороне к скальной стенке, и как люди выплывали после этого из пенных котлов, бочек, сливов и т. д. В избушке мы оставили 2 буханки сухарей, т. к. поняли, что взяли их с собой слишком много, и баллон "Дэты".
Потом ходили на рыбалку, переправлялись через Килякту на байдарке в месте ее впадения в Чаю, пешком перейти у нас не получилось (слишком бурная). Рыба ловится в Чае чуть выше Килякты лучше, чем чуть ниже (не знаю почему). На уху и на жарку ленков мы поймали. К вечеру пошел дождь, но быстро кончился.
На следующий день также отдыхали. Я фотографировал окрестные пейзажи и ягоду. Вечером сделал блины. Днем опять плавали через Килякту. В месте ее впадения на Чае улово, граница струи от Килякты выделяется очень четко, при пересечении сбойки на байдарке можно получить массу приятных ощущений, вплоть до оверкиля. При разведке ближайших окрестностей выясняется, что вдоль Чаи идет тропа (скорее всего - охотничья), причем как снизу, так и сверху. Это касается не только стоянки в устье Килякты; везде, где мы удалялись достаточно от реки, это наблюдение подтверждалось.

7 августа

Встали как обычно, собрались и поплыли. После впадения Килякты берега опять постепенно повышаются, поэтому везде проблемы со стоянками. До р. Налимда (через 10 - 12 км справа) - спокойный участок с перекатами. Потом начинают появляться шиверы, локальные сливы, бочки и т. п. Река проходит через нижний каскад порогов. Эти пороги отличаются от верхнечайских и порогов каньона тем, что в них гораздо больше воды и нет камней на основной струе. После Налимды берега становятся скальными, течение постепенно ускоряется (до 2 - 2,3). Мы планировали в этот день доплыть до ручья, который вытекает из озера слева и впадает в Чаю. По слухам на этом озере хорошая рыбалка, но мы так и не попробовали. Озеро расположено в 2 км от реки, берег в том месте - высокие скалы, идти к нему неудобно.
В этих местах по берегам очень много красивых ручьев, впадающих в Чаю. Более крупные образуют распадки, мелкие ручьи впадают почти вертикально со скал, иногда с большой высоты, некоторые из них вырезают расщелины в скалах. Незадолго до озера в реку справа впадает заметный приток (названия не помню), Чая сужается в скальных берегах, и начинается первый порог нижнего каскада - Озерный. Вода здесь просто несется по узкому руслу, образуя стояки до метра, иногда встречаются камни. Это продолжается 3 - 4 км, поэтому определить, где же все-таки конкретно находится этот порог, я так и не смог.
Стоянка на верхушке скалы После прохождения этой стремнины река на короткое расстояние успокаивается, хотя и течет в каньоноподобных скальных берегах с постоянными поворотами. Здесь очень красиво. В месте впадения ручья, вытекающего из озера, на правом и левом берегах есть стоянки. Правда расположены они наверху, на скалах, мы встали слева, сразу за ручьем, и получили много удовольствия от затаскивания вещей на стоянку на высоту 20 - 25 м по тропе, временами проложенной отвесно по склону. Со стоянки открываются очень красивые виды. А на самой стоянке мы сразу же нашли 7 белых грибов с диаметром шляпок 20 -25 см. Суп был вкусный. Здесь также было много голубики и заросли очень крупного (4 - 5 м) кедрового стланика между соснами, елями и кедрами.
Но несмотря на красоту рыбу ловить в этом месте неудобно: по берегу у самой воды далеко не уйдешь, отвесные скалы. Поэтому решили не останавливаться в этом месте на дневку.

8 августа

В этот день запланировали пройти все пороги нижних каскадов и найти хорошее местечко для дневки. Вышли на воду; река снова приобретает бурный характер, пороги и шиверы перемежаются плесами, иногда очень глубокими. Прошли второй нижнечайский порог; сливы и валы. Очень живописный третий порог - "Спящих бегемотов" ("Трахающихся бегемотов"). Здесь в реке огромные скальные выходы, обтесанные течением, напоминающие бегемотов, но стояки небольшие - 1 - 1,2 м, проход несложен. После нескольких плесов и шивер река поворачивает налево, справа впадает ручей Каменный. Здесь находится порог Горло. Река около полукилометра прижимается к скальной стенке правого берега, потом сливается с 1,5 - 2 метровой плиты по всей ширине (изрядно зажатой). Здесь проходить лучше по основной струе, хотя стояки на ней - 1,5 м, чтобы не попасть в бочки около берегов. Это один из самых мощных порогов на реке.
Пор. Слепой на левом повороте через некоторое время после Горла. Слив поменьше, но тоже мощный. После шестого порога нижнего каскада следующий порог - "Скала". Это, наверное, самый красивый порог внизу. Сначала справа показывается живописная скала у воды, как сторожевая башня, после нее река резко поворачивает направо на девяносто градусов, здесь сильный прижим к противоположному берегу, а справа-слева зоны мощных обратных токов. Через 40 - 50 м после поворота река сливается с плиты (около 2 м), и только справа небольшой пологий язык, а по всей ширине мощная бочка с полутораметровым валом.
После 8-го нижнечайского порога - 2 Дранских. Первый - каскад шивер, второй - куча камней в русле с невысоким сливом, проход по камням. Когда мы проходили последний порог, пошел сильный дождь и продолжался около 2,5 часов. За это время мы пытались найти приличное место для стоянки, проплыли почти 20 км, в результате встали на большом острове перед правым поворотом, километров за семь до р. Лимпея. Вечером ловили рыбу на уху и жарку. Место сначала не понравилось.

9 и 10 августа

Утром следующего дня дождей не было, выглянуло солнце, и место сразу стало гораздо лучше. Решили остаться на дневку. Днем устроили стрельбы: пытались определить разлет дроби и ее убойную силу на 40 - 60 метрах. Даже на таком расстоянии утку подстрелить можно. После шестнадцатого выстрела мы услышали издалека 2 ответных. Устроили постирушку. Вечером ловили рыбу, потом жарили ее и варили уху.
На следующий день сделал блины. Опять ловили рыбу. Решили немного засолить и привезти в Москву. Опять уха и жареная рыба. В этот день поймал первого хариуса нахлыстом. До устья Чаи нам осталось пройти около 65 км. Планировали пройти их за 2 дня. Порогов на реке больше не было, только перекаты.

11 августа

В этот день опять плыли. Река спокойная, но быстрая, часто встречаются перекаты. Впрочем, после впадения р. Лимпеи справа их становится меньше. Здесь на левом берегу - кордон заказника, мы быстро проплыли мимо - очень не хотелось встречаться с очередным местным начальством. (Уже потом нам один из путейских рассказал, что заказник этот рыбный, ловить рыбу выше Лимпеи вроде бы запрещено, штраф например за каждого ленка - 800.000 руб. Еще строже наказывают за ловлю рыбы на том самом озере, о котором была речь выше. Вообще-то эта информация требует проверки, хотя человек, который говорил об этом - не болтун. Ниже Лимпеи на Чае много зимовальных рыбных ям, они даже отмечены табличками. Раньше в них запрещали ловить, но сейчас вроде бы запрет отменили.) После кордона заказника встречаются люди на моторках, чем ниже, тем больше. Река сильно петляет, обходя высокие скальные берега. Низовья Чаи
Появляются плесы, на которых вне основной струи нет течения. Километров за 25 до устья мы встретили двух инспекторов на моторке, поговорили. До этого видели два раза медведей по берегам. Сразу после инспекторов нас окликнул мужик с одной из моторок, звали его Михаил Иванович, он - путеец, т.е. отвечает за разметку и состояние судоходного фарватера на некотором участке р. Лены. Он сказал, что через день по Лене ходит "Полесье" (на подводных крыльях) от Усть-Кута до Пеледуя (выше Витима), день вверх, день вниз (вверх - по четным), что завтра оно пойдет вверх, и что он может посадить нас на него (вообще-то оно нигде не останавливается, т. к. нигде нет высоких пристаней, сесть на него можно только на рейде, причем с достаточно большого судна, и желательно связавшись с капитаном "Полесья" по рации заранее). Но путеец плохо объяснил нам, куда надо подплыть. Мы решили в этот день доплыть до устья.
В самом низу реки подпора от Лены практически нет, около 19.30 мы остановились у дома бакенщика, Николая Алексеевича, в месте впадения Чаи в Лену. Бакенщик не может остановить "Плесье" (теперь), а "Заря" ходит только раз в неделю (вверх - в воскресенье). Оказалось, что база путейцев находится в 12 - 13 км ниже по течению Лены, напротив дер. Дарьина (на противоположном берегу). Около девяти мы были там. Ориентир - насыпанная дамба и избушка "3167" (километраж до устья). По Лене мы плыли по правому берегу, чтобы не промахнуться. Ночевали в километре выше избушки, рядом с впадающим в Лену ручьем, т. к. постеснялись без хозяев заходить в избу, а еще там был злобный пес.

12 и 13 августа

Утром Стас сходил к избе, хозяева были там. Нам не повезло: накануне "Полесье" не прошло вниз, поэтому в этот день оно также не пошло и вверх. В общем мы зависли на лишние двое суток в 460 км ниже Усть-Кута по р. Лене. За эти дни мы попарились в местной бане (чудненько!), пожили в избушке, ходили за грибами, половили рыбу в Лене (и ночью тоже, пытались поймать тайменя), поплавали на "Путейском".
Буксир Путейский На берегу Лены

14 августа

Нас посадили на изрядно опоздавшее из-за тумана "Полесье" (оно должно было быть около 11.30, а пришло часа на три позже). Вечером, около 22.00 мы были в Усть-Куте (пристань Осетрово, станция Лена). Это обошлось нам в 274.000 с человека. При сходе с катера случилось еще одно приключение: я уронил в воду рюкзак Стаса, пришлось мне плыть за ним. Самое интересное при этом - рюкзак не утонул, а поплыл. Теперь о самолете из Братска не могло быть и речи - рюкзак стал очень тяжелым, и у нас не хватило бы денег заплатить перевес багажа. Мы поехали на поезде Лена - Москва (в 19.00 по местному времени по четным или в полночь по Московскому). Поезд идет почти четверо суток, по расписанию мы должны были быть в Москве 18/08 в понедельник в 11.00, но поезд опоздал часа на два. По дороге успели высушить все вещи, только рыба пропала, еще выпили море пива (билет стоит около 750.000).

Дмитрий Глушков
      Москва 1997

Все комментарии присылайте на stasv@aha.ru

Last-modified: Fri, 11 Sep 1998 12:02:12 GMT
World LibraryРеклама в библиотекеБиблиотека не предназначена для детей! Проект Либмонстра, партнеры БЦБ - Украинская цифровая библиотека и Либмонстр Россия https://database.library.by